Оснащение актового зала РВИО

Заказчик: Российское военно-историческое общество (РВИО)

Дата реализации проекта: Май 2022

О клиенте

Как мы оборудовали актовый зал, но сохранили исторический облик памятника архитектуры.

Работать с объектами культурного наследия сложно: все, что можно делать с таким зданием, и что нельзя, зафиксировано в документации по объекту, от которой нельзя отступать. Поэтому многие не берутся ни за дизайн и проектирование, ни, тем более, за оснащение подобных объектов.

Мы в АВС не отступили перед сложной задачей, сделали проект, оборудовали и оснастили актовый зал в особняке Российского Военно-Исторического Общества вопреки ограничениям и неожиданным находкам, которые вскрылись по ходу проекта.

Задача проекта

Новое здание, новые возможности

Летом 2018 года к нам в АудиоВидеоСистемы (АВС) обратилось Российское военно-историческое общество (РВИО) с просьбой разработать и собрать проект оснащения и оборудования актового зала. РВИО — это общественно-государственная организация, которая занимается сохранением и популяризацией исторического и культурного военно-исторического наследия России. В ведении РВИО находится множество объектов по всей России, в том числе Музей Военной Формы в Москве. В 2018 году Музей переехал в новое здание – усадьбу Тургеневых-Боткиных на улице Большая Никитская. Раньше у музея не было актового зала, поэтому они не могли проводить презентации и тематические культурные мероприятия. С переездом в новое помещение такая возможность появилась. В Музее планировали проведение мероприятий самого разного формата. Это могли быть презентации фильмов, камерные концерты, официальные награждения, тематические балы, детские праздники, даже свадьбы! Для каждого типа мероприятия в актовом зале свои требования:

  • Для презентации и показа фильма нужен проектор;
  • Для концерта и детской елки – акустическое оборудование и звуковой комплект и освещение сцены;
  • Для исторического бала же, ни сцены, ни оборудования быть не должно – актовый зал нужно вернуть к первоначальному виду.

Почему работать с памятником архитектуры сложно

Особняк — объект культурного наследия, со всеми вытекающими из этого ограничениями. Работы в нем нужно проводить таким образом, чтобы сохранить все оригинальные элементы конструкции здания: стены, своды, планировку. И внутри и снаружи оно должно выглядеть как усадьба XVIII века, никаких изменений в архитектуру помещения вносить нельзя. Это серьезный вызов для того, кто собирается проектировать, делать дизайн и оборудовать актовый зал, ведь световое и музыкальное оборудование зала прикрепляется к потолку и стенам, в полу нужно сделать закладные для скрытой прокладки кабеля, а от способа установки проектора зависит, какой к нему подойдет объектив – длиннофокусный или короткофокусный.

Мы приступили к разработке проекта актового зала, потому что у нас есть:

  1. Лицензия, выданная Министерством культуры, которая разрешает проводить работы с объектами культурного наследия;
  2. Опыт разработки и производства нестандартных инженерных решений для размещения звукового, осветительного и акустического оборудования.

Перед тем, как здание займет РВИО и Музей Военной формы, его необходимо было полностью отреставрировать. Этим занималась строительная компания, и у нас появилась возможность еще на этапе строительных работ заложить все необходимые несущие конструкции под оборудование для будущего актового зала. Ведь после того как ремонт будет сделан, никаких изменений вносить уже будет нельзя. Главное тщательно составить проект, подготовить дизайн зала и работать вместе со строителями.

Реализация

Нестандартные решения

Статус памятника заставил нас искать нетривиальные решения, отказываться от легких путей. Нам предстояло оборудовать актовый зал-трансформер так, чтобы:

  1. При проведении тематических мероприятий, например, новогодних балов, звуковое и акустическое  оборудование можно было полностью убрать примерно за 3 часа;
  2. В остальное время оно было незаметным и не «конфликтовало» с историческим наследием здания.

Сцена

Для освещения мы запланировали под сценой актового зала закладные под фермовые конструкции. Это специальные металлические балки, к которым крепятся софиты и другие световые приборы для создания и управления освещением актового зала. Ферма на сцене нам нужна была, чтобы закрепить на ней проекционный экран. Обычно в актовых залах используют системы прямой проекции: экран находится в глубине сцены, на стене, а проектор размещается на потолке в центре зала. Так устроены почти все кинотеатры. Мы отказались от такой схемы, потому что ни к стенам, ни к потолку крепить современное оборудование нельзя – это же историческое помещение.

Мы предложили использовать систему обратной проекции: экран расположить перед сценой, а проектор – позади него в глубине, на перемещаемом столе. Все мобильно и ни к чему не крепится, а значит, легко убрать после мероприятия. Правда, конструкция будет занимать большую часть сцены и использовать проектор во время концерта или выступления не получится. Заказчик согласился на этот компромисс. Актовый зал небольшой, мероприятия, когда нужна свободная сцена и видео одновременно – редки, и можно обойтись большим телевизором, который выкатывается на все том же мобильном столике.

Окна

С проектором было связано еще одно наше инженерное решение. Позади сцены находится 3 окна, свет из которых делал бы картинку на экране бледной. На окнах – исторические шторы, которые прилегают к оконному проему не плотно, и не могут обеспечить полную защиту от засветки. Мы изготовили специальные блэкаут створки на окна, точно по размеру оконного проема. На деревянные рамы сделали металлические накладки, которые не видно со стороны. Когда нужно использовать проектор, створки с помощью магнитов крепятся к металлическим накладкам и исключают засветку проектора.

Проводка

Скрытую кабельную канализацию провели под полом (обычно ее размещают по потолку), а передачу сигнала от микрофонов, колонок, света и т.д. организовали через радиоканал, чтобы не прокладывать сигнальные кабели по стенам – штробить каналы под них нельзя. На этапе проектирования проводки актового зала мы рассчитали, какое и где должно быть расположено звуковое и световое оборудование, поэтому смогли четко определить строителям задачу по прокладке кабельных трасс и организации мест вывода кабелей. Если ошибиться в расчетах или что-то не предусмотреть, то это может поставить под угрозу весь проект – после строительных работ что-то перенести или добавить будет почти невозможно.

Свет

Чтобы осветить сцену актового зала правильно, без резких теней, мягким и объемным заполняющим светом, часть оборудования мы разместили на антресолях по бокам помещения. Высота потолка в актовом зале почти 7 метров, а антресолями в особняке XVIII века называются узкие балконы под потолком по периметру. Световое оборудование в зале находится на фермовых конструкциях, которые нужно закрепить на балконе. Но антресоль – это исторический элемент архитектуры, обычными кронштейнами снаружи балкона ничего крепить нельзя! Мы нашли выход из этой ситуации. Разработали кронштейны такой конструкции, чтобы они крепились не с внешней стороны балкона, а к полу внутри, но позволяли надежно зафиксировать ферму снаружи. Строители в определенных местах в полу сделали закладные, к которым специальными якорями прикрепили наши кронштейны. Конструкция получилась надежной и незаметной снаружи.

Открытия, растягивающие проект

Усадьбе Тургеневых-Боткиных уже почти 300 лет, поэтому точной документации, описывающей все конструкционные особенности здания, нет и быть не может. Мы заранее постарались максимально точно спланировать дизайн и проект оборудования актового зала, но без неожиданных сюрпризов не обошлось. По мере продвижения реставрации строители вскрывали новые элементы, и нам приходилось менять согласованный проект на ходу. Например, нашелся элемент свода подвала там, где по нашему проекту должны были быть закладные под фермовые конструкции сцены. Силовые элементы для несущих конструкций внедряются глубоко в пол, почти на полметра, чтобы выдержать большой вес оборудования. Как раз на этой глубине строители нашли свод подвала, который представлял историческую ценность. Закладная под ферму могла его разрушить, поэтому пришлось импровизировать и переделывать проект под новые вводные. Мы придумали сделать ферму длиннее и раздвинуть закладные ближе к краям сцены, благо своды там уже кончались, а ширина сцены позволяла так сделать. Реализация проекта заняла почти полгода, наш график зависел от темпа работы строителей.

Что думает заказчик спустя год после открытия

В открытии Музея Военной Формы РВИО 12 декабря 2019 года участвовали министр культуры Владимир Мединский, министр просвещения Ольга Васильева и мэр Москвы Сергей Собянин. Это единственная в Москве площадка, полностью посвященная русской военной форме.

«Всем очень нравится актовый зал, оборудование и работа с ним. К счастью, полностью освобождать сцену и убирать оборудование приходится редко. Установка экрана, например, очень трудоемкая процедура, но когда приходится, со всем справляемся хорошо. Сейчас мы проводим в актовом зале лекции, бракосочетания, танцевальные мероприятия, спектакли, торжественные вечера –  все от деловых мероприятий до развлекательных. Со всем справляемся, все работает», — комментирует представитель заказчика Василий Душенко.

Итоги

Мы в АВС интегрируем мультимедийные системы на самых разных площадках с 2006 года и накопили большой опыт работы с нестандартными проектами, которые требуют глубокой компетенции и инженерной «смекалки».

Оборудовать актовый зал старинного особняка, памятника архитектуры федерального значения, под широкий спектр мероприятий, было непросто. Но мы знали обо всех ограничениях, связанных с такими объектами, поэтому смогли на этапе проектирования продумать как будем их решать:

  • Разработали и изготовили конструкции, которые позволили закрепить звуковое и световое оборудование в нужных местах и сохранить историческую ценность усадьбы;
  • Спланировали освещение актового зала и его сцену так, чтобы она могла использоваться и для отображения видео, и для торжественных мероприятий;
  • Работали совместно со строителями, и смогли справится с теми «сюрпризами», которые всплывали по ходу выполнения реставрации здания.
Пишите нам

Санкт-Петербург,
на карте

Время работы:
пн-пт 09:00-18:00

Заполняя форму, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности